Навигация

Поиск по сайту

Стили

New Wave
Easy Listening
Romantic
Classic Rock
Folk Rock
Funk / Soul
Jazz
Reggae
Euro-Disco
Synth-pop
Folk

Загадка псевдонима Макс

  27 НОЯБРЯ 2025г  
 

Коллекционенрам хорошо знакомы диски, записанные неким М. А. Максом. Вопрос, кто скрывался под этим именем, до сих пор не раскрыт. Проблема раскрытия артистических псевдонимов являеться одной их интереснейших тем для иследователей ранней истории грамзаписи. В начале XX - века, когда граммофон и пластинки уже получили большое распространение, многие известные исполнители записывались под вымышленными именами.

Так один и тот же артист выпускал пластинки под несколькими псевдонимами. В Америке своеобразным рекордсменом был баритон Эмилио де Гогорца. В 1898 - 1905 годах он записывал множество пластинок под пятью псевдонимами и под собственным именем. Иногда артисты пользовались псевдонимом для пластинок с коммерческим репертуаром, который не исполнялся на сцене. Так, итальянский оперный певец Ферруччо Коррадетти выпускал пластинки с опереточным репертуаром под именем Феркор. Широкое распространение подобная практика имела и в России. Знаменитый бас В. И. Касторский, постоянно сотрудничавший с крупнейшей европейской фирмой Gramophone Company, записал ряд пластинок для французской компании Pathe как Торский. Оперный певец, солист Мариинского театра Николай Аркадьевич Большаков стал Аркадьевым на пластинке с репертуаром оперетты. Использование в псевдонимах личного имени и фамилии было частым, но не меньшее число псевдонимов образовалось произвольно. Например, на трех опереточных пластинках Мариинского театра Мария Яковлевна Будкевич назвала себя М. Я. Ванда. Под несколькими псевдонимами записывались бас Л. М. Сибиряков, тенор А. М. Матвеев и многие другие. Большинство псевдонимов раскрыто в результате работы знатоков старой грамзаписи. Но, уже долгие годы остается открытым вопрос о том, кто скрываться под псевдонимом М. А. Макс.

Это важно, так как тесно связана с определенным объемом фонографического наследия выдающегося оперного певца, баритона Максимилиана Карловича Максакова (Шварца) (1869 - 1936) гг.

Пластинки Максакова и Макса были выпущены русским отделением Gramophone Company. Имя Максакова обозначено на одиннадцати односторонних пластинках малого формата, записанных в марте 1901 года, и пяти дисках формата «гранд» (25 см в диаметре) датируемых 1908 годом. М. А. Макс записал в 1901 - 1904 годах свыше ста пластинок всех трех форматов, значительно больше, чем кто- либо из известных исполнителей. Певцы обладали однотипными голосами с определенным тембром сходства.

Народная артистка СССР М. П. Максакова, сравнивая записи Макса и Максакова из собрания Ю. Б. Перепелкина, отвергла предположение об их тождестве. Но после выхода в свет  мемуаров режиссёра Н. Н. Боголюбова, в которых автор пишет, что прибывшем на гастроли «блестящем баритоне», то есть в Максакове. П. Г. узнал Макса, участника вокального квартета, подвизавшегося на Нижегородской ярмарке, версия о тождестве снова получила распространение, хотя приведенная цитата не может быть доказательством; в близком кругу любого Максима или Максимильяна могут называть Максом. Ценную информацию дают первоисточники - сами пластинки М. А. Макса, точнее их этикетки. Обычным в практике формирования этикеточных данных пластинок Gramophone Company было указание на принадлежность исполнителя какому-либо театру: «арт. Имп, оперы», «артист Частной оперы», «артист Оперетты» ит.п

Макс ни на одной пластинке не обозначен как артистом - просто г-н М. А. Макс. Поэтому следует предположить, что Макс не профессиональный артист, а какое то частное лицо. Наблюдения над обширной дискографией Макса приводят к выводу, что это частное лицо пользовалось какой-то исключительной привилегией у Gramophone Company.

Огромное количество пластинок М. А. Макса укладывается всего в три больших серии. Первая серия выполнена в Москве в октябре - ноябре 1901 года. Тогда М.А. Макс записал десять «миньонов» и двенадцать «грандов», эти матрица с литерами «В» и «х», соответственно форматам, указывающим на проводящего запись эксперта компании У. С. Дарби. Эти записи предшествуют первым записям Ф. И. Шаляпина с отрывом на один-три  дня: номера «грандов» «Макса» идут от 536х по 547х, Шаляпина - от 572х по 577х. Осенью 1903 года тот же У.С. Дарби впервые в России начал запись дисков форматов 30 см в диаметре «гигант». Он работал в Петербурге, здесь  были записаны Н.Н. Фигнер, И. В. Ершов, И. А. Алчевский и другие звезды Мариинского театра и в Москве. Макс «отметил» это событие шестью пластинками. Третья серия пластинок Макса была записана на рубеже 1903 - 1904 годах в Петербурге. Ее составляют сорок один «миньон» и тридцать один «гранд» литеры «С» и «z» указывают на эксперта Франца Хампе, приехавшего в Россию на смену У. С. Дарби.

Из приведенных выше данных следует, что «М.А. Макс», который не был профессионально, как артист, занят в период 1901 - 1903 годов, - лицо очень близкое к управлению русского филиала Gramophone Company.

В Москве Макс находиться, когда Gramophone реализует свой давний проект записать Ф.И. Шаляпина, а также когда вслед за ведущими солистами «Мариинки» было необходимо записать и лучших артистов из Большого театра.

Наконец, уникальная по масштабу третья серия - более семидесяти дисков - производиться в несколько сеансов с небольшими интервалами, в период записи ведущих артистов Петербурга. Примечательно, что Макс записывался практический одновременно с лучшими артистами России и, не смотря на обилие пластинок, избегал рекламы: ни в проспектах, ни в каталогах компании, и даже в журналах нет, в отличие от других исполнителей, ни одной фотографии, ни каких либо сведений о нем.

 Старший редактор Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия», П. Грюнберг

 

 Этикетка грампластинки, записанной М. А. Максом

 Recorded 1903 in St. Petersburg, Russia 

вернутся назад